наши телефоны:
+7 (812) 571-80-48, 571-55-53
наш адрес:
Санкт-Петербург, Итальянская ул. 5

Все товары (обновлено 10.09.2019)

Главная » Все товары (обновлено 10.09.2019)
Все товары (обновлено 10.09.2019) » Гравюры, рисунки » Махаев М.И., Качалов Г.А. Проспект Невской перспективной дороги от Адмиралтейских триумфальных ворот к востоку. Санкт-Петербург. 1753/1799 год.
В корзине товаров на сумму 0 руб. » Посмотреть корзину. Оформить заказ
Добавлено в корзину

Махаев М.И., Качалов Г.А. Проспект Невской перспективной дороги от Адмиралтейских триумфальных ворот к востоку. Санкт-Петербург. 1753/1799 год.

Артикул: AL-338

Цена: 300000.00 руб. за (шт.)
Количество:


Данная гравюра является одной из серии двенадцати гравюр, которые должны были обрамлять план Санкт-Петербурга И.Ф.Трускотта.


Трускотт Иван Фомич (Трескотт Иоганн или Джон; 1721-1786) - адъюнкт Географического департамента Петербургской Академии наук с 1742 г., профессор кафедры географии, с 1745 г. член Академии наук.

В мае 1748 г. в Санкт-Петербурге в Академии наук и художеств было создано Совещание по делам художественным. На одном из первых заседаний было принято решение о создании плана столицы «для славы и чести Российской империи».

Проект был реализован в 1748—1749 гг. под руководством адъюнкта И. Ф. Трускотта. План Трускотта считается первым подробным планом Петербурга. Двенадцать гравюр с видами Петербурга размерами от 41 х 66 см до 41 х 132 см были изготовлены для обрамления плана. Часть тиража гравюр была раскрашена акварелью. Проект был реализован к пятидесятилетнему юбилею Санкт-Петербурга. Создатели  альбома были удостоены поощрения Елизаветы Петровы специальным указом ("Указ сената Канцелярии Академии наук о поощрении граверов..." от 14 июля 1753 года).

Двенадцать гравюр были изготовлены по рисункам Михаила Ивановича Махаева (1718 - 1770) - русского художника, мастера рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа.

Гравировал Качалов Григорий Аникиевич (1711/1712 - 1759) - гравёр резцом и офортом. Мастер гравирования проспектов с 1750 года. Руководил Гравировальной палатой Академии наук с 1757 года.

Работу Махаева контролировал Джузеппе Валериани (итал. Gіuseppe Valeriani 1708 (?), Рим - 1761, Петербург) - итальянский художник эпохи позднего барокко, занимался живописью и сценографией. Мастер ведуты и плафонов.

С 1720 по 1742 год работал в Венеции, где получил заказ на службу в Петербурге. С 1745 года профессор Петербургской академии наук. Имел мастерскую в Петербурге, где под его контролем работали Карл Легрен и Дмитрий Григорьевич Левицкий, известный портретист в Петербурге.

Данный лист является отпечатком с медной доски, гравированной резцом. Раскраска акварелью.

Под изображением надписи: Подмотр. (под смотрением) Г. Валериани. Снимал подмастерье Михайло Махаев – Грид. Мастер Григорий Качалов. Ниже название гравюры на русском и французском языках, разделённое барочным картушем с гербом Санкт-Петербурга.

На гравюре изображён вид на Невский проспект с Зелёного моста через Мойку. Угловое здание справа сохранилось до нашего времени. Это – дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1752 - 1754 годах (старейшее не разрушавшееся его творение), один из образцов русского барокко. Ныне - филиал Русского музея, которому здание принадлежит с 1988 года.

Далее по правой стороне видна церковь Рождества Богородицы, построенная в 1733 – 1737 годах по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны. В неё была перенесена Казанская икона Божией Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором. 

Вдали по правой стороне возвышается здание Аничкова Дворца, завершённого строительством под руководством Растрелли в 1753 году.

Кажется странным, что на гравюре нет канала Грибоедова. Возможно, это связано с тем, что речка Кривуша или Глухая, вытекавшая из болота, находившегося между нынешними площадями Конюшенной и Искусств, ещё не была обустроена, и её не захотели изображать на парадных юбилейных гравюрах.

Замыкают Невский проспект Аничковские триумфальные ворота у моста через Фонтанку, которая в 1731 году служила естественной границей города.

Триумфальные арки принято было воздвигать в честь какого-либо выдающегося события: в петровское время так отмечались главные "виктории" (Полтавская баталия, Ништадтский мир и др.); во время правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны они строились в основном по поводу коронаций, тезоименитств и т.п. В честь въезда в Петербург Анны Иоанновны в 1732 г. после коронации соорудили Адмиралтейские ворота на пересечении Невского проспекта и Мойки и Аничковские недалеко от Аничкова дворца, но по другую сторону моста. Подновленные или вновь созданные Аничковские и Адмиралтейские ворота встречали и Елизавету Петровну после коронации в Москве, и их изображения в гравюрах преподносились ей в коронационном альбоме. Архитекторами были Земцов и Трезини.

Данный оттиск был выполнен на бумаге верже ручной отливки. На бумаге имеются водяные знаки ЯМ ВСЯ – 1799. Это - знак Ярославской мануфактуры внуков Саввы Яковлева с датой – 1799 год (см. С.А.Клепиков. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв. М. 1959).

Таким образом, оттиск был выполнен в XVIII веке и является достаточно ранним. Оттиски 1753 года практически не встречаются, а гравированные доски продолжали использовать для печати гравюр до 1980-х годов.

Состояние листа хорошее. Имеются дефекты в нижней части, не задевающие изображения. Они были профессионально отреставрированы.

Размер листа 53х72.5 см.

338-1

338-4

338-2

338-3

338-5



Гравюры, рисунки
 

« Назад

Rambler's Top100